г. Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 59 корпус 2
Режим работы: Круглосуточно
+7 (812) 209-28-29
Главная Полезная информация Дополнительная информация Психологическая помощь

Что такое уныние?

Одни называют это западной «кафолической ересью», отрицая саму возможность подобного у нас, иные в недоумении задаются вопросом о «смертности» грехов. Еще ряд яростно защищают свое право на гнев, а кто-то настаивает исключительно на своей правоте. Единого мнения нет, так что до сих пор этот вопрос поднимает волну дискуссий. Возможно, разгадка тайны, почему уныние является смертным грехом, спрятана глубоко в недрах многочисленных диспутов.

Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость погребения или кремации, выбрав необходимые товары и услуги.

Историческое происхождение концепции смертных грехов

Концепция «смертных грехов» зародилась в раннем христианстве в третьем веке, когда еще не было четкого деления на католическую и православную церкви. Вначале это понятие непосредственно относилось к обетам монахов, оставаясь в основном в рамках духовной, но не мирской жизни. Все изменилось с приходом Григория Великого, «последнего хорошего папы», который ввел понятие «смертных грехов» в обиход всех христианских конфессий. В его интерпретации грех уныния занял особое место, превзойдя по значимости даже плотские грехи.

Уныние как ловушка для человека

Что же делает уныние столь «смертным»? Людей постоянно окружают печаль и скорбь — привычные человеческие переживания, которые, казалось бы, не должны восприниматься как греховные.

Ключевой момент заключается в различном понимании скорби и уныния. Каждому с детства знакомы моменты скорби: упавшая на асфальт сладость в детстве, заставляет почувствовать утрату, а невозможность плескаться в луже по запрету родителей вызывает скорбь от невозможности исполнить желание. В психологии данное состояние называется фрустрацией. Оно неразрывно связано с формированием и взрослением личности человека. Именно проходя через фрустрацию люди учатся преодолевать жизненные трудности, искать пути решения, становится стойкими к испытаниям.

Однако иногда скорбь и печаль перетекают в более глубокое состояние уныния, которое становится ловушкой. Мир вокруг меркнет, окрашиваясь в тона боли, отчаяния и потерь. Человек не видит выхода из проблемы, опускает руки и предпочитает сразу сдаться: зачем бороться, если каждое усилие лишь усиливает страдания?

Депрессия и Уныние как параллели

Депрессия, в современном медицинском понимании, равноценна унынию в христианской традиции. Медики и психологи утверждают, что в этом состоянии человеку необходима не только внешняя поддержка и человеческое участие, но и внутренняя, биохимическая подпитка организма.

В эпоху формирования христианского учения об унынии как об одном из смертных грехов, эффективных методов помощи людям в депрессивном состоянии, таких как современные психотерапия и фармацевтика, конечно же не существовало. Единственным способом вырвать человека из тисков уныния оставалось пробуждение его внутренних сил, вдохновение к продолжению жизни и преодолению возникших трудностей. Задача, что тогда, что сейчас, не из легких. Оставлять человека в таком состоянии нельзя, поскольку может случиться непоправимое. Потеряв цель в жизни, он может утратить желание жить.

Как уныние разрушает веру в Бога

Так стоит ли считать уныние настолько уж смертным грехом, лишь потому, что оно ведет к смерти? Глубже всего суть этого вопроса раскрывают отцы христианской мысли. Преподобный Иоанн Лествичник, мыслитель как западной, так и восточной церкви, так обличает уныние:

«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2)».

Обращаясь к пребывающему человеку в тоске, он вопрошает: неужели вера твоя столь ослабла, что полагаешь, будто Господь покинул тебя? Неужели думаешь, что любовь его иссякла, и он отрекся от тебя? О, нет! Ибо каждое ниспосылаемой испытание, есть возможность для духовного роста и развития. Господу, безусловно, известна мера сил, вложенная в каждого человека.

Схожая идея прослеживается в Евангелие:

«Не продаются ли два воробья за мелкую монету; но ни один из них не падает на землю без воли Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Матфей ст.29 - 33].

В трактовке Иоанна Златоуста это звучит так:

«...Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться».

Иоанн Богослов сказал: «Бог есть любовь». И словно в продолжение сразу вспоминается истина: там, где страх и уныние, там не живет любовь. Сопоставив два высказывания можно сделать вывод, что уныние – это все же тяжкий грех, когда угасает вера в разум, добро и любовь Всевышнего. Именно эти характеристики являются сутью христианства.

Но даже такой, считающийся смертным, грех уныния можно простить. Ключ к спасению — искреннее покаяние и неустанное стремление стать лучшей версией себя. Правило незыблемо как в христианском, так и светском мире.

Официальные ритуальные услуги городской ритуальной службы

Меню Услуги
Корзина
Контакты Позвонить В чат