Когда человек умирает в чужой стране или другом городе, необходима процедура транспортировки его тела на родину (репатриация) для дальнейшего захоронения. Перевозка такого груза, даже на небольшое расстояние, является весьма опасным мероприятием. В мертвом теле начинают появляться ядовитые микроорганизмы уже через 30 минут после смерти, поэтому первостепенная задача при доставке покойного до пункта назначения – это соблюдение санитарных норм во избежание отравления сопровождающих. Поэтому перевозку тел осуществляют в цинковых гробах с оловянной или силиконовой опайкой.
Такие гробы начали изготавливать после 1905 года, когда путем лабораторных опытов был впервые получен этот металл. Цинк обладает свойствами, подходящими для перевозки мёртвого тела и, подобные саркофаги первоначально стоили довольно дорого, однако, в то время необходимость в гробе из цинка возникала редко.
Известно, что убитого в Петрограде старца Григория Распутина хоронили в цинковом гробу, по слухам, потому что тело планировали захоронить на его родине, под Тобольском. На самом деле могила его находится в Царском селе. По приказу Временного правительства под руководством А. Керенского захоронение вскрыли, а тело сожгли.
Свойства рассматриваемого металла идеально подходят для герметичной перевозки:
Сегодня домовину для перевоза трупов изготавливают из оцинкованного стального листа. Такой материал гораздо доступнее, поскольку на него высокий спрос и производство металлических гробов стало массовым.
Стоит уточнить, что цинковые гробы идут в комплектации с деревянным ящиком и суммарный вес изделия с содержимым колеблется в пределах 200-300 кг.
В России термин стали использовать в годы войны в Афганистане. Тогда происходила массовая авиационная перевозка убитых советских солдат с территорий военных. Существует несколько версий происхождения термина:
Однако, термин вошел в широкое обращение и теперь любую перевозку тел в оцинкованных гробах называют «груз 200». Транспортировка осуществляется авиа-, ж/д транспортом, автокатафалками.
Забальзамированное тело, перевозимое в цинковом гробу, без поступления свежего воздуха сохранится ещё лучше. Запаивание обеспечивает герметичность контейнера и исключает возможность распространения трупного запаха, который к тому же является токсичным. Этот фактор учитывается особенно, ведь гроб с мёртвым телом перевозят в грузовом отсеке пассажирского транспорта и о его наличии не должен знать ни один пассажир. Также встреча в аэропорту или на вокзале должна быть максимально незаметной, здесь исключено присутствие церковнослужителя, встречи с венками или иные, привлекающие на себя внимание, действия.
Запаивание гробов из цинка осуществляется оловом, поскольку эти компоненты образуют прочную связь и любое воздействие атмосферных явлений в таком случае исключается.
В случаях, когда тело перевозят не небольшое расстояние наземным транспортом, можно использовать силиконовую опайку. По надёжности она не сравнится с оловянной.
В зависимости от отдельного случая, выбирают тот или иной вид опайки. Оловянная необходима, когда:
Запаивание силиконом допускается в некоторых случаях: