г. Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 59 корпус 2
Режим работы: Круглосуточно
+7 (812) 209-28-29
Главная Полезная информация Дополнительная информация Религия и традиции

Что такое страшный суд?

Известная практически каждому фраза «Небесный суд» означает конец всего сущего — момент, когда Всевышний проведет решающий суд над человечеством, отделяя добродетельных от безбожников. Первым будет даровано вечное счастье и существование в Новом Иерусалиме, а вторые, обреченные на страдания, будут повержены в огненную бездну.

Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость погребения или кремации, выбрав необходимые товары и услуги.

В основном, судный час позиционируется как нечто ужасающее. Однако содержащие священные слова тексты не содержат детального описания этого события. Тем не менее, многие из живших много столетий назад прославленные живописцы и иконописцы представили свое видение этой темы. Их произведения явили людям конкретные картины ада и Эдема, запечатлевшие образы пламени в геенне и ведущие в Новый Иерусалим хрустальные лестницы, светлые облачения праведников и облики чертей. В этом материале вам откроется специфика Небесного Суда и интерпретация этого события в искусстве.

Откуда возникла фраза «Страшный суд» и каково ее значение

Касающееся всеобщего Суда представление появилось задолго до формирования православия как самостоятельной религии. Ветхозаветные пророки также упоминали о предстоянии живых перед судом Создателя наряду с усопшими.

Прилагательное «страшный», характеризующее такое судебное действо, появилось намного позже. В старославянском языке слово это соотносилось с крайней степенью изумления. И потому не было ничего ужасающего в понятии «Страшный Суд» в древние времена. На написанных в IV и V столетиях картинах Иисус в процессе этого мероприятия находится в окружении большого количества людей, различаемых символикой на безбожников (скорбят во мраке, порой имеют вид коз) и праведников (сияет свет и улыбки, изображаются в виде овец).

Создавая живописные полотна, художники использовали сопутствующие концу света пугающие детали в виде орудий пыток, чертей-мучителей и преисполненных страдания лиц грешников. Но все это было лишь плодом личного воображения. И в конце концов изображение Страшного Суда как некоего ужасного (для тяжко согрешивших) мероприятия стало традицией. Разрозненные описания этого дня встречаются в многочисленных, основанных на видениях, священных текстах.

Общая идея фразы «Страшный суд» такова: это день, когда из мертвых благодаря Творцу воскреснут все живущие и жившие в прежние времена, после чего, в зависимости от их деяний, они будут распределены между Раем и Преисподней.

Когда наступит Суд небесный

Знание об этом имеет лишь Творец. Конкретный момент людям от Него не явлен. В Святом Писании отмечено, что судьба того, кто верил в Христа, уже определена. Праведнику жизнь вечная дарована автоматически, и место рядом с Создателем ему гарантировано. В момент предстояния перед небесным престолом мертвых, им, сообразно деяниям, будет даровано одно из двух — либо вечные муки, либо вечный покой.

Поэтому о наступлении Страшного Суда никому, кроме Всевышнего, знать не следует. А на протяжении жизни нужно искать Создателя таким образом, чтобы не испытывать страха перед последним днем. 

Кем будет вершиться Суд

Создатель не судит никого — он передает право на это действо Иисусу, а последним полномочия частично делегируются апостолам, количество которых составляет дюжину. Согласно утверждению апостола Павла, Небесный суд будет совершаться всеми святыми.

Специфика Судного часа

Православие описывает это мероприятие следующим образом: на него предстанет каждый, независимо от его национальности и религиозной направленности, человек. Кроме того, будут среди его участников и злые ангелы, судить которых святые тоже полномочны.

Согласно Апокалипсису судьями будет раскрыта содержащая отметки о человеческих деяниях Книга Жизни. Грешники и те, чьи имена в этой Книге не записаны, будут отправлены в озеро из огня. Помилованные праведники примут в наследство особое, ожидающее их, царство. В Апокалипсисе указано, что Новый Иерусалим, явившийся Иоанну Богослову, станет для верующих лучшей наградой: в этом дивном, украшенном словно невеста, городе отсутствуют страдания.

Данное описание конкретизирует осуществление над умершим Божия суда. Первым делом человек воскрешается и вызывается к судейскому трону, затем выслушивает зачитываемую запись о своих делах, имеющуюся в особой Книге Жизни, и наконец, выносится решение о препровождении его либо в озеро из огня, либо в поселение праведников – к Всевышнему, рядом с которым он будет в дальнейшем жить.

Представление о Небесном суде в искусстве

Подробности данного дня в текстах писаний не конкретизируются, а потому существуют они лишь в фантазиях. И каждый из художников находил свой специфический способ изображения испытываемых людьми эмоций, среди которых — муки и блаженство, спокойствие и раскаяние, тревоги, а также сомнения.

Искусство зарубежья: Ганс Мемлинг

Этот фламандский живописец, живший в XV столетии, создал имеющий религиозную направленность триптих для некоего монастырского храма. В центре на радуге (она символизирует единство с Творцом) красуется Иисус. Рядом с ним изображены Иоанн Креститель, а также мать Иисуса и апостолы – все они просят спасти явившихся в судный час людей.

Души взвешиваются Михаилом (архангел), после чего грешные отделяются от праведников. Восставшие с мест погребения располагаются возле его ног. В правой части отображены низвергающиеся в преисподнюю безбожники. В пламенный водопад их с помощью крючьев тянут черти, при этом сожалеющий ангел взирает на это действо с высоты. На левой створке запечатлен рай, в обитель которого поднимаются по ступеням из хрусталя Праведники, встречаемые апостолом Петром. Музыка, играемая Ангелами, сопровождает идущих в Святой город.

Искусство зарубежья: Микеланджело Буонарроти

Этот итальянский живописец завершил написание именуемой «Страшным судом» фрески в XVI столетии. Она находится за алтарем всемирно известной Сикстинской капеллы.

Количество фигур людей на этом внушительном трехчастном полотне достигает четырехсот. Хранящие спокойствие ангелы (верхняя часть), тела которых пропорциональны и красивы, несут знаменующие страсти Христа знаки. Они передвигаются в окружении яркой голубизны украшенного белыми облаками неба. В средней части представлены окруженные мучениками, а также праведниками и святыми, Иисус и его мать. На нижней части полотна изображен, что вполне логично, конец христианского времени: восставание усопших, вознесение в рай праведников, схождение в ад безбожников.

Русское искусство: Васнецов

Созданная этим живописцем фреска (1904), изображающая Великий Суд, разделена, аналогично вышеописанной, на три яруса с той же символикой. Наверху на троне Иисус, его окружают ангелы и архангелы, святые и мать. В средней части — ангел, в одной руке которого — свиток, в другой — весы, а перед ним находится исхудавший, лишенный одежды человек с молитвенно сложенными руками и ужасом на лице. Праведники и безбожники расположены по разные стороны от него. Наполнением нижней части является заполненная огнем геенна.

Русское искусство: Кандинский

Когда речь заходит о Всеобщем суде, обычно вспоминают реалистично изображающие людские фигуры библейские сцены. Тем не менее Василий Кандинский, работавший в технике абстрактной живописи, подходит к данной теме весьма нетривиально. Страшный день представляется им в виде трансформации мира, прихода его в качественно новую, отличную от прежней, реальность. На картине это выражено через конфликт насыщенных цветов и линий.

Произведения Кандинского лишены повествовательности; они создают впечатление грандиозного события, не имеющего прецедентов. Здесь отсутствуют традиционные образы Христа, его матери и ангелов, нет райских садов или адских пропастей. Вместо этого живописец акцентирует внимание на включающем в себя борьбу и преобразование процессе, который является сутью Всеобщего Суда.

Что делать, если умер близкий человек?

Подавляющее большинство людей при смерти близкого испытывают стресс и растерянность. Возникает вопрос: как действовать и куда обращаться. Несмотря на шок нужно оформить правильно все процедуры, начать подготовку к погребению, собрать документы.

Читать подробнее

Вопрос и ответ

Когда возникла идея Божьего суда?
Корнями она уходит в появившиеся до новой эры религиозные тексты. Самые ранние фрески в катакомбах, изображающие безбожников, трон Христа, праведников, датируются ориентировочно IV-V столетиями нашей эры.
Следует ли опасаться Суда небесного?
Святое Писание утверждает, что живущие с Создателем в гармонии причин для страха не имеют. На картинах они умиротворены и счастливы. Окончание времен для них — событие благоприятное, знаменующее окончание всех существующих на земле страданий и мучений. В обещанном праведникам Новом Иерусалиме места земным мукам не будет.
Почему Создатель не проявляет милосердие ко всем грешникам?
В христианстве считается, что всех детей Всевышний любит в равной степени. Он хочет, чтобы все были спасены и удостоены жизни в Земле Обетованной. Однако поскольку человеку дана свобода воли, то он сам волен определять судьбу своей души. Провести ли жизнь в вере и сотворении добрых дел либо грешить, поддаваясь искушениям – выбор за ним.

Официальные ритуальные услуги городской ритуальной службы

Меню Услуги
Корзина
Контакты Позвонить В чат