г. Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 59 корпус 2
Режим работы: Круглосуточно
+7 (812) 209-28-29
Главная Полезная информация Дополнительная информация Религия и традиции

Могила Мусоргского Модеста Петровича

Проживавший в период с 1839 по 1881 год и прославленный в веках композитор Мусоргский Модест Петрович внес в музыкальную культуру своей страны бесценный вклад. Будучи одним из представителей «Могучей кучки» (так называлось созданное композиторами творческое содружество), он оставил для потомков внушительное наследие.

Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость погребения или кремации, выбрав необходимые товары и услуги.

Объектами его шедеврального творчества являются многочисленные оперы и романсы, музыка фортепианная, а также оркестровая. Славы Мусоргский был удостоен еще при жизни, а тело его упокоилось в Александро-Невской лавре (Тихвинский погост). Но, несмотря на все это, приходится, как это ни печально, отметить крайнюю беспечность, проявленную его потомками по отношению к месту захоронения.

Биографические аспекты жизни Мусоргского

Посвященный биографическим сведениям, касающимся этого величайшего композитора, раздел имеется на страницах каждого создаваемого для музыкальных училищ учебного пособия. С его творчеством знакомят подрастающее поколение и в обычных школах, на уроках по музыкальному образованию. Тем не менее многие связанные с его жизнью факты внимания не удостаиваются, в особенности это касается обстоятельств, связанных с уходом Мусоргского из жизни и его погребением. Вероятнее всего причиной того, что данные темы составители пособий обходят стороной, является табуирование на российской территории темы смерти. Вторая из возможных версий говорит о том, что те же составители не горят желанием вносить разногласия между образом, который создали для людей потомки великого композитора, и проявленным к Мусоргскому со стороны властных структур отношением.

Итак, великий Мусоргский появился на свет в семействе дворян, проживавшем на территории Псковской губернии. Представители этой фамилии относились к Рюриковичам (смоленская ветвь). Детство окруженного лаской близких и проявляемой ими заботой Модеста было довольно беспечным, и до 10-летнего возраста образование, получаемое им, носило статус домашнего. После его завершения он, как и его брат, был перевезен в Петербург – для продолжения обучения в престижном гимназическом учреждении, именовавшемся «Петришуле». Далее, в 1852, Мусоргский был зачислен в военное училище, после успешного окончания которого служил на протяжении нескольких лет в полку, именовавшемся Преображенским.

Будучи весьма образованным офицером, Модест входил в категорию «полиглотов» - он мог говорить на четырех языках. А кроме того, он был весьма осведомлен в области музыкального искусства. Учителем Мусоргского стал заметивший его любовь к музыке Балакирев Милий Алексеевич. Будучи известным в тот период композитором, имевшим статус учредителя «Могучей кучки», он вместе с прочими присоединившимися к этому объединению музыкантами создавал на российском пространстве особое, состоявшее из музыкальных произведений, наследие.

Модеста Петровича в большей степени привлекали крупные музыкальные формы на базе литературы греческих авторов (в числе таковой – трагедия «Эдип»), а также русских произведений, в числе которых были пушкинский «Борис Годунов», гоголевские «Хованщина» и «Женитьба», также «Сорочинская ярмарка». Помимо музыкальной интерпретации данных произведений Мусоргский создал множество иных творений – как малых форм, так и средних.

На исходе 1870-х годов в композиторском объединении начался разлад. Состоящие в «Могучей кучке» композиторы начали подвергать критике высказываемые Мусоргским новаторские взгляды на музыку, в связи с чем в 1877 он был вынужден выйти из этого объединения. А после его ухода объединение прекратило свое существование. Нервная система воспринявшего базирующееся на критике давление весьма тяжело Модеста Петровича дала сбой, и композитор стал злоупотреблять крепкими напитками. В 1879 популярная в ту эпоху певица Леонова, запланировавшая свой гастрольный тур, предложила ему отправиться с ней в статусе аккомпаниатора. Находясь в этой должности, Модест Петрович имел возможность предлагать публике и собственные произведения. После этого начались его собственные концертные поездки по российским городам и весям, имевшие оглушительный успех. Слушатели были взбудоражены творческими импровизациями музыкального спектра.

Явный просвет, наступивший в жизни великого композитора, был весьма недолгим. Последний концерт был дан Мусоргским в 1881, в один из первых февральских дней, и посвящен он был памяти Достоевского. Из жизни Модест Петрович ушел в 42 года, произошло это на территории Петербурга, в носившем статус военного учреждения Николаевском госпитале. Как было заявлено, приведшей к смерти причиной стало наличие вызванных белой горячкой последствий, при этом горячка развилась на базе вызванного отменой алкоголя психоза.

Александро-Невская лавра: место упокоения

Мусоргский, по праву восхваляемый потомками, обрел последний приют (в 1881 году, в марте, 18 числа) на территории Александро-Невской лавры в пределах ее Тихвинского кладбища. Четырьмя годами позднее при помощи его друзей на месте упокоения был воздвигнут надгробный монумент. Роль архитектора была возложена на Богомолова И.С., скульптурная же композиция была исполнена Гинцбургом И.Я.

Для созданного в русской стилистике надгробия характерны сложная форма и наличие многочисленных декоративных элементов. В верхней части, присмотревшись, можно увидеть контуры носимого женщинами головного убора — кокошника. Портретом композитора украшена фронтальная часть монумента, при этом обрамлением портрета выступают нотные знаки, а также ветви лавра и дуба.

На каждой из имеющихся на увенчанном шестиконечной звездой монументе сторон выгравированы надписи, указывающие на названия созданных этим гением произведений и содержащие нотные отрывки из них. В первое время после установки памятник окружало кованое ограждение, на котором красовались нотные цитаты из двух произведений: оперы «Борис Годунов» и оратории под названием «Иисус Навин». Это ограждение, к великому огорчению потомков, не сохранилось.

В тридцатые годы предыдущего столетия «благодаря» масштабной деятельности представителей советской власти Тихвинский погост был реконструирован, в процессе чего многие могилы подверглись уничтожению. На ушедшей в небытие части погоста была создана получившая имя Александра Невского площадь, а также обустроены некоторые улицы северной столицы. На внутренней территории погоста появился «Некрополь мастеров искусств», а надгробный монумент величайшего из музыкальных деятелей был передислоцирован на «Аллею композиторов». При этом монумент по сути своей стал «кенотафом», поскольку прах композитора не был перенесен вместе с ним. Именно в тот трагичный период и было утеряно ограждение с нотными цитатами.

По предположениям исследователей его творчества и жизни, останки Модеста Петровича находятся в настоящий момент возле кладбищенского забора, на месте автобусной остановки (в земле под ней). Таким образом, можно констатировать, что память о выдающемся деятеле музыкального искусства осквернена. Останки пытались обнаружить, но успехом это мероприятие не увенчалось.

Стоит отметить, что аналогичная участь постигла не только Мусоргского, но и иных внесших существенный вклад в российскую науку, образование и искусство известных личностей. В связи с чем власти северной столицы приняли разумное решение по поводу того, что прежде чем воздвигать в исторически значимых пространствах какие бы то ни было объекты, в обязательном порядке следует предварительно осуществлять археологические поиски.

Что делать, если умер близкий человек?

Подавляющее большинство людей при смерти близкого испытывают стресс и растерянность. Возникает вопрос: как действовать и куда обращаться. Несмотря на шок нужно оформить правильно все процедуры, начать подготовку к погребению, собрать документы.

Читать подробнее

Вопрос и ответ

Существуют ли оставшиеся у великого композитора потомки?
Семьей Мусоргский в течение жизни не обзавелся, а были у него лишь племянники.
Кем собирались средства для сооружения памятника?
Большая часть средств была вложена поимевшим вследствие этого долги Стасовым Владимиром Васильевичем (он был историком России). Написавший портрет Мусоргского живописец Репин также отдал свой гонорар за этот портрет на благое дело.
Помогало ли музыкальное творчество зарабатывать Мусоргскому?
Нет, поскольку основным его родом деятельности был труд в относящейся к Государственному контролю ревизионной комиссии. Получаемые за музыкальные выступления гонорары были весьма скромны.

Официальные ритуальные услуги городской ритуальной службы

Меню Услуги
Корзина
Контакты Позвонить В чат