г. Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 59 корпус 2
Режим работы: Круглосуточно
+7 (812) 209-28-29
Главная Полезная информация Дополнительная информация Религия и традиции

Католические и протестантские кладбища Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, аналогично всей нашей стране, является многонациональным городом. Это обуславливает наличие в нем разнообразных религиозных общин, каждая из которых имеет особые приходы, места захоронений и храмы. Основание города связано, как всем известно, с именем Петра Великого. Этот правитель привлекал квалифицированных специалистов из различных областей: были между ними инженеры, зодчие, ваятели и живописцы, ученые, также корабелы. Со временем число иностранцев, которых православные именовали иноверцами, возрастало.

Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость погребения или кремации, выбрав необходимые товары и услуги.

Живя в городе Петра, они создавали семьи, верно служили приютившему их государству и не покидали его после создания семей. Последний покой эти специалисты находили как в иноверческих некрополях, так и в имевших православную направленность.

Утраченное кладбище «Сампсониевское»

На территории СПб, в строении 41А на проспекте Большой Сампсониевский располагается памятный символ. Изображен на нем крест, надпись возле которого напоминает, что именно здесь располагался более трех столетий назад некрополь «Сампсониевский». Согласно оформленному Петром I в 1711 году указу здесь погребали как прибывших из европейских стран иностранцев, так и русских людей. Жилые застройки стремительно разраставшегося города, что вполне логично, через шесть десятилетий подступили к этому погосту вплотную.

А поскольку предписывающие сохранение промежутка между ними в количестве как минимум 200 метров санитарные нормы соблюсти было невозможно, то погребения на этой территории были прекращены. Погост стал запустевшим, а затем он пришел в забвение. Надгробные сооружения были, за исключением нескольких, уничтожены. Сохранившиеся надгробия экспонируются в принадлежащей Сампсониевскому храму галерее.

Римско-католический некрополь на «Куликовом поле»

На Выборгской стороне северной столицы существует местность, известная как Куликово поле. Название связано с обилием гнездящихся здесь куликов. В период холерной эпидемии (1831), в этом пространстве были сооружены холерные строения и создан предназначенный для скончавшихся от этого заболевания некрополь. К югу от данного некрополя в 1856 был благоустроен земельный надел, площадь которого достигала 10 гектаров. Предназначен он был для организации специфического погоста — Римско-католического, находившегося в подчинении питерского костела, носившего имя Св. Екатерины.

Данный католический некрополь функционировал до 1939. Далее погребения на нем были запрещены, после чего погост целенаправленно разрушался, при этом вместо надгробных сооружений возникала мраморная крошка. Из старинных надгробных памятников в сохранности остались лишь два. Одно из таковых, выглядящее как часовня, возвышается над местом упокоения ушедшего из жизни в 1875 Красовского А.К. (этот архитектор был весьма популярен в свое время). В наши дни существенная часть католического погоста занята сооружениями со статусом промышленных. Костел, который уцелел вместе с прилегающей к нему территорией погоста (ее размер составляет один гектар), был передан в 2002 году функционирующей на территории СПб католической общине.

Протестантские кладбища Санкт-Петербурга

Среди оставшихся в сохранности протестантских погостов статус популярных и пользующихся интересом у жителей северной столицы, а также туристов имеют два предназначенных в основном для лютеран погоста: Волковский и его аналог — Смоленский.

Погост лютеранского направления «Волковский»

Иноверцев, в числе которых были также и лютеране, погребали до 1770 в некрополе «Сампсониевский». По завершении его функционирования захоронения передислоцировались на погосты православной направленности. В 1773 исповедующим лютеранство была выделена территория на удаленном от городской черты и предназначенном для православных погосте Волковский (территория Пулковских высот). Захоронения разделялись рекой Волковка: православный участок дислоцировался на левом берегу, а иноверцы погребались на правом.

Выделенную им территорию лютеране благоустраивали скрупулезно: некрополь был разделен на особые кварталы, каковые были оборудованы ведущими к местам погребения удобными дорожками, при этом регистрации подлежало каждое из захоронений, а также был создан имеющий подробную картотеку архив. В конце предыдущего столетия специалисты, исследовавшие иноверческую часть этого погоста, обнаружили относящиеся к 50 тысячам захоронений подробные описания.

В этом некрополе сохранилось много весьма старых надгробных сооружений, принадлежащих как известным личностям, так и рядовым, имевшим заграничное происхождение, горожанам. Отдельные постройки были передислоцированы в лавру «Александро-Невская», где они находятся в сохранности до сей поры. Среди таковых – надгробные памятники на местах упокоения Росси и Кваренги (архитекторы), великого Мариуса Петипа, исследовавшего арктические просторы Ф. П. Литке и иных.

Некрополь лютеранской направленности «Смоленское»

История некрополя лютеранского направления «Смоленский» стартовала с середины XVIII века. Основанием для его создания был подписанный Екатериной II указ. Место было выделено недалеко от Васильевского острова, при этом наименование погосту дали «Немецкое кладбище». На российской территории все иноверческие некрополи в те времена назывались именно так, несмотря на то, что погребали там не только исповедовавших лютеранство жителей Германии, но и приверженцев иных относящихся к христианскому направлению конфессий: например, англикан и католиков. Имеющиеся в журналах регистрационного спектра записи свидетельствуют, что на данном погосте погребены более 30 тысяч горожан. Переименован данный некрополь был по завершении строительства расположившегося невдалеке от него храма Смоленской, посвященной Божией Матери, образа.

Удивляет то, что погост этот остался в сохранности, и существенных повреждений при этом не понес. Для захоронений он стал недоступен лишь в 1939. В 80-е годы предыдущего столетия определенная часть его пространства была застроена имевшими техническое назначение строениями, такими как АЗС и здание для пожарной службы. При этом уничтожены были многие из надгробных сооружений. Тем не менее те из них, которые обладали особой исторической ценностью, были перенесены на пространство некрополя Александро-Невской лавры. Часть из таковых имела останки усопших, другая же часть получила статус кенотафов.

Сейчас погост лютеранского направления «Смоленский» носит статус историко-мемориального монумента, а потому вполне логично, что посещение его является частью некоторых туристических маршрутов. Интересных объектов на его пространстве достаточно много. Например, несколько десятков из имеющихся надгробных конструкций носят статус объектов местного либо даже федерального значения. Благодаря реставрационной деятельности, санкционированной властями, многие из конструкций радуют своим первозданным видом. Популярностью среди туристов пользуется, например, расположенная на месте упокоения генерал-майора фон Бекмана А.А. полуразрушенная беседка. Именно в ней Данила Багров, главный герой киноленты «Брат», общался, скрываясь от преступников, с Немцем, а также прочими обитателями этой местности.

Функционирующая на территории СПб служба ритуалов предоставляет касающиеся организации траурной церемонии и ее проведения услуги. Волеизъявления усопших учитываются, как и пожелания близких. Религиозные традиции, наравне с обычаями, соблюдаются строго. Бесплатные разъяснения доступны в режиме 24/7.

Что делать, если умер близкий человек?

Подавляющее большинство людей при смерти близкого испытывают стресс и растерянность. Возникает вопрос: как действовать и куда обращаться. Несмотря на шок нужно оформить правильно все процедуры, начать подготовку к погребению, собрать документы.

Читать подробнее

Вопрос и ответ

Каково количество проживающих на территории СПб сторонников протестантского и католического вероисповедания?
В зависимости от источника информации количество таковых варьируется в пределах от пяти тысяч человек до семи. При этом число протестантов в любом случае существенно выше. Свидетельством этого факта является количество имеющих протестантское направление организаций – как зарегистрированных на территории СПб, так и фактических. Количество таких организаций приближается к тремстам – это чуть меньше, чем в российской столице (2 место).
Каково количество приходов католической направленности в пространстве СПб?
По опубликованным в Википедии сведениям храмов католического направления в Санкт-Петербурге существует шесть. Среди них можно отметить Святоекатерининскую базилику (дома 32-34 на территории Невского), посвященный св. Станиславу приход (Союз Печатников, строение 22), костел на Бабушкина (строение 57). Информационные сведения об иных аналогах ищите на страницах Википедии.
Каково количество функционирующих на территории СПб храмов протестантского направления?
Количество таковых превышает десять. В число таковых входят, например, храм Аннекирхе (строение 8 на улице Кирочной) и дислоцирующийся на Васильевском острове храм Св. Михаила.

Официальные ритуальные услуги городской ритуальной службы

Меню Услуги
Корзина
Контакты Позвонить В чат